8 октября в России отмечается день памяти преподобного Сергия Радонежского (ок. 1314–1392) – одного из самых почитаемых святых Древней Руси.
В электронных читальных залах и на портале Президентской библиотеки представлены различные издания, рассказывающие о жизни «великого подвижника Радонежского». Среди них «Житие преподобного Сергия Радонежского», написанное императрицей Екатериной Второй на основе разных источников «без помарок, всё, от начала до конца собственноручно» (1887), «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца / составлено с. иеромонахом, ныне архимандритом Никоном» (1904) и другие.
Сергий Радонежский, в миру Варфоломей, родился в семье боярина Кирилла, который из Ростова Великого переехал в подмосковный город Радонеж. С юных лет «Варфоломей питал склонность к отшельничеству», но по просьбе родителей отложил постриг до их смерти. Похоронив родителей, Варфоломей и его брат Стефан раздали бедным небольшое родительское имущество, оставили родное селение и ушли в «лес радонежский». Подробнее об этом написано в книге священника Иоанна Морева «Преподобный Сергий Радонежский, великий подвижник и печальник земли русской» (1893).
Место, которое для иноческих подвигов выбрали братья, привлекало лишь своей «дикой красотою». Братья вырубили часть леса и построили себе келью, а через некоторое время соорудили небольшую церковь. После этого они отправились в Москву просить благословение митрополита Феогноста на освящение пустынного храма в честь Святой Живоначальной Троицы. Так около Москвы возникла знаменитая ныне Сергиева Лавра.
Брат Стефан не выдержал тягот отшельнической жизни и ушёл в Московский Богоявленский монастырь. Варфоломей остался один и вскоре был пострижен в иноческий чин, получив имя Сергий. Преподобный Сергий стал «первым иноком и пострижеником основанной им обители Троицкой». Спустя некоторое время к нему начали стекаться «ищущие уединения иноки».
Начало Троице-Сергиевой обители было положено в 1337 году. Это было время духовного-политического подъёма русской земли, «которая готовилась сбросить татаро-монгольское иго и обрести национальную независимость». Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем. Это благословение придало сражению духовный характер. Оружие в руки взяли даже иноки. Воины предстали не только защитниками русской земли‚ но и мучениками за веру. О победе русского войска отслужили многочасовой молебен. На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с изданием «Древнее сказание о победе великаго князя Димитрия Иоанновича Донскаго над Мамаем», а также с фотокопией детали картины «Благословение Дмитрия Донского Святым преподобным Сергием на Куликовскую битву».
Преподобный Сергий был не только «святой подвижник и инок», но и «великий поборник и радетель о благе русского народа». После кончины Сергия Радонежского люди продолжали чувствовать его «небесное заступничество». Во время войны 1812 года, когда Москва была сожжена и разрушена, опасность угрожала обители преподобного Сергия. Французские отряды неоднократно отправлялись к Троицкой Лавре, но каждый раз, не доходя до монастыря, они получали приказание вернуться обратно. Сергий Радонежский снискал себе славу и почитание от русских людей иноческими подвигами и любовью к русской земле.
Больше информации о Сергии Радонежском можно узнать в коллекции «Сергий Радонежский (ок. 1314–1392)», куда вошли летописные сведения о нём, посвящённые ему исследования, официальные документы, библиографические указатели, изобразительные материалы, а также материалы, рассказывающие об истории Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Информация об электронных читальных залах Президентской библиотеки, открытых на территории России и за рубежом, размещена на портале в разделе «Электронные читальные залы на карте».