5 января 2025 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец, епископ Троицкий и Южноуральский Павел совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Троицка. Его Преосвященству сослужили клирики собора иерей Сергий Швалев и иерей Максим Лыков. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением регента Марии Герасимович.
После отпуста Литургии епископ Павел обратился к духовенству и мирянам с проповедью:
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня мы с вами в Евангельском чтении слышали повествование о родословии Спасителя. Было перечислено большое количество имён, многие из них нам, может быть, мало знакомы. Непонятно, кто эти люди, и зачем мы о них читаем за неделю до Рождества Христова.
Святая Церковь дает нам во внимание родственников Христа — нашего Спасителя, Его предшественников, родных по плоти. Они подвизались в ожидании Спасителя, в ожидании Мессии. Это продолжалось достаточно долго — 5500 лет после падения Адама человечество ждало своего Спасителя.
Господь смилостивился, нашел «чистый сосуд» — Пречистую Деву Марию, происходящую из этого рода. И произошло воплощение Творца — Сына Божьего, для спасения всего человечества, пострадавшего, поверженного грехом после его грехопадения, нарушения заповедей. Сложность их бытия и жития была в том, что они не были благословенны и одухотворенны Духом Святым, сошедшим после Крестных страданий Спасителя и Его Славного Воскресения. Они жили ожиданием без реальной, благодатной помощи Святого Духа Утешителя. Они не имели Святой Церкви Христовой и не укреплялись Таинствами Господними: ни святым Крещением, ни помазанием Святого Духа через святое миро. Не очищали свои сердца покаянием в Таинстве Покаяния, и не приступали к Святым Тайнам Тела и Крови Животворящих нашего Спасителя.
В таком мраке они жили и понимали, что даже ведя праведную жизнь, сойдут после своей земной жизни во ад. В отдаленное место, отлученное от Бога, в ожидании пришествия Спасителя. Невзирая на это, мы видим пример веры, ревности и верности Спасителю, в ожидании которого они проводили все дни своей жизни. На примере многих угодников Божиих, подвижников, мы можем видеть, сколь крепка была их вера и восхищаться ею.
Вспомним святого праведного Авраама, который был одним из немногих, кто сохранил истинную веру в Бога Создателя. Господь дал ему обетование, что из его сына произойдет большой народ. И, как вы помните, Господь повелел Аврааму принести в жертву своего единственного сына Исаака, через которого, по обетованию должен был произойти народ великий и славный, и очень многочисленный. И Авраам не усомнился, не смутился, не подверг это Божие Слово сомнению и протесту.
Он не высказал свое несогласие, не упрекнул Господа Бога. Авраам мог сказать: «Ты мне обещал через сына дать благословение, как же Ты призываешь мне принести его в жертву»? Но Авраам смиренно покорился слову Бога. И Бог, в награду за глубочайшую верность, благословляет Авраама потомством, на котором проявилось особое Его благословение. Это маленький пример великой веры праведного Авраама.
Мы с вами, имея заповеди Господни, Святое Евангелие, Таинства Церковные, часто, упрекая заповеди Божии, выражаем недовольство и говорим: «За что? Почему? А почему мне то? А почему мне это?» И наша вера, надежда, наша любовь уничтожаются ропотом и возмущением, нетерпением и желанием поступить по-своему, а не по-Божьему.
А вот другой пример — пророк Иов. Вы помните, он был богат, имел детей, друзей, уважение среди людей. В один миг он все потерял: и дети погибли, и имущество расточилось, и даже он сам, некогда славный и успешный, был покрыт проказой. Близкие друзья, пришедшие его утешать, говорили: «Похули Бога и умри!». Даже жена его призывала к этому, чтобы он похулил Бога и умер. Иов же праведный воззвал словами, которые мы вспоминаем каждую Божественную литургию: «Буди имя Господне благословенно во веки!» И пришел он оправдан, а его друзья были наказаны Богом. И Господь возвратил праведному Иову здоровье, дал ему вдвое больше того, что он имел прежде, вместо умерших детей у него родилось семь сыновей и три дочери. Потому что он благодарил Бога за все и вверял себя Богу.
Наша задача на земле — верить Богу и вверять Ему себя. Вверять себя каждый день — Его промыслу, Его попечению, Его заботе о нас. Неужели мы думаем, что лучше понимаем, лучше о себе заботимся, чем Господь, создавший так премудро человека? Мы только восхищаемся изучением науки о строении человека: как мудро устроен весь организм человеческий, разные сосуды, суставы, все слажено двигается, правильно работает. Неужели мы мудрее Бога?
Будем вверять в себя Богу, исполняя Его заповеди. Ибо вверение себя — это в первую очередь исполнение и хранение Его заповедей. А чтобы заповеди нам были памятны, будем чаще читать Священное Писание — Евангелие Господне. Каждый день, и как можно больше, чтобы Евангелие вложилось в наше сердце, и заповеди Господни управляли нашей жизнью. И мы в радости, в мире и в Божьем благословении жили, благодаря Бога, и готовились к принятию Великого Праздника в честь Рождества Нашего Спасителя.
Будем вверять себя каждый день Богу, как можно чаще призывать Его в молитвах, и читать Священное Писание, чтобы Господь был с нами. Чем больше мы будем понуждать себя, тем больше Господь будет находиться с нами. Дай Бог, чтобы всегда и везде мы находились с Богом. Ему же слава во веки. Аминь».
В завершении владыка Павел преподал всем архипастырское благословение и по доброй традиции пригласил на чаепитие в епархиальную трапезную.