В ходе реставрационных работ в Свято-Троицком кафедральном соборе города Троицка нашему взору открывается все больше росписей, которые доносят до нас Слово Божие посредством красок. Давайте посмотрим наверх.
На своде мы видим изображение Господа Вседержителя (в Библии он упоминается как Господь Саваоф). Изображение это расположено вверху потому, что Господь Вседержитель превыше всего: само небо служит Ему престолом. Голова Господа, согласно библейскому сказанию, убелена сединой, руки воздеты. Он творит Вселенную и в то же время благословляет созидаемое Им. Бога-Отца никто не видел, поэтому изображение Его символично.
На коленях Бога-Отца изображен Бог-Сын в образе Младенца с хартией. На хартии написано «Логос». Словом (Логосом) святой евангелист Иоанн Богослов называет Сына Божия, второе Лицо Пресвятой Троицы. На груди Господа Вседержителя мы видим Дух Святой в виде Голубя. Таким образом, посмотрев наверх, мы увидим изображение всех трех ипостасей Святой Троицы.
Этот иконографический образ называется «Отечество» или «Троица Новозаветная». Имя Святой Троицы носит Свято-Троицкий кафедральный собор.
Изображение Господа Вседержителя в куполе – мощнейший пласт русской храмовой живописи.
– Роспись «Господь Саваоф» была в храме Христа Спасителя г. Москвы. Художники, расписывавшие до революции Свято-Троицкий собор, были знакомы с этой росписью и композиционно процитировали ее. Троицку невероятно повезло: дореволюционная живопись на своде была сохранена на 70%! Нашей задачей было воссоздать роспись так, как она задумывалась автором, – рассказывает бригадир реставраторов Андрей Лосев.
На фотографиях можно увидеть, как шаг за шагом восстанавливалась роспись «Господь Вседержитель» в Свято-Троицком кафедральном соборе Троицка.