В Неделю 5-ю по Пасхе, епископ Павел совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе

2 июня 2024 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, епископ Троицкий и Южноуральский Павел совершил Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе города Троицка. Архипастырю сослужили клирики кафедрального собора иерей Сергий Швалев и иерей Максим Лыков.

 

По окончании богослужения Преосвященный Владыка обратился к верующим с архипастырским словом:
«Христос Воскресе! Дорогие отцы, братья и сестры, всех вас поздравляем с Воскресным днем, с празднованием Пасхи Господней, которую мы продолжаем в эти святые дни Пятидесятницы — пятьдесят дней от Пасхи до праздника Троицы.

 

Сегодня мы с вами слышали Евангельское чтение о том, как Господь, придя в Самарянскую землю, и сев у колодца, который создал еще патриарх Иаков, ждал своих учеников, ушедших в город купить еду. У колодца Господь встретил самарянку, которая по обычаю своему пришла, чтобы наполнить водой кувшин. И Господь обращается к ней с просьбой, чтобы она дала Ему воды. Женщина была удивлена этим отношением и вопросом, потому что иудеи с самарянами не общались. Ибо в истории был такой момент, когда царь Сеннахерим захватил Иудею — северный Израиль, пленил десять колен Израилевых и увел их в плен. А вместо них поселил переселенцев-язычников, которые смешались с оставшимися иудеями и от них произошла эта народность — самаряне.

 

Настоящие иудеи с ними конфликтовали — самаряне признавали Пятикнижие Моисея, как Священное Писание, но в их религии были и элементы язычества. Поскольку они не отрицали языческих богов, иудеи, вернувшиеся из Вавилонского плена, не позволили самарянам помочь им восстановить храм в Иерусалиме. Самаряне построили себе храм на горе Гаризим, что противоречило иудейским представлениям о том, что храм может быть только в Иерусалиме. Из-за этого между иудеями и самарянами возникло разделение, которое длилось веками.

 

Поэтому, естественно, просьба Христа, который был в иудейской одежде, к самарянке, удивила ее. И Господь поведал ей о том, что Он имеет воду живую, которая течет в жизнь вечную, за которой не нужно ходить с ведром каждый день. Женщина попросила: «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Ин.4:15), но Господь сказал: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда» (Ин.4:16). Она сказала ему: «У меня нет мужа». Господь говорит: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин.4:17-18).

 

Господь открыл самарянке ее грехи, и она в сокрушении, с покаянием слушала слова Спасителя. Оставив свой кувшин, женщина побежала в город, поведала о Христе Спасителе всем жителям, и весь народ пришел к колодцу, где сидел Христос. Господь пробыл в Самарии два дня, научая их.

 

А эта самарянка, по церковному преданию, потерпела страдания за Христа — в месцеслове она поминается как святая мученица Фотиния (Светлана).

 

Мы с вами живем в настоящее время — уже две тысячи лет после Христа, две тысячи лет после жизни Фотинии-самарянки, но до сих пор сохранился этот колодец в Самарии. Сейчас там все сложно, идет война, но и в наше время можно набрать воду в том источнике, из которого почерпал воду Сам Христос Спаситель, можно увидеть своими глазами эту Землю обетованную, по которой ступали ноги Спасителя и освещали ее своим бытием.

 

Мы с вами живем в другое время, наполненное событиями. Сейчас объём информации, по сравнению с началом ХХ века, увеличился более десяти раз. Но польза какова от этого, что мы с вами эту информацию слышим, видим, постоянно переживаем? — а пользы нет, только одна помеха. Нас всё больше развивают, расстраивают, мы отвлекаемся то на одно, то на другое событие. И всё меньше и меньше цельности в нашей жизни. Мы всё меньше и меньше отдаём место Христу — Единому на потребу, Самому главному в нашей жизни. Все больше даем места новостям. Мы же призваны быть со Христом, и это очень важно! Не отвлекаться направо и налево.

 

Преподобный Амвросий Оптинский еще в конце 19 века, на вопрос, «как жить в этом мире, когда столько всего валится, скорбей, проблем, новостей?» любил рассказывать такую притчу:
— Ехал один мужик по базару. Вокруг толпы народа, говор, шум, толчея, справа и слева зазывают. А он по сторонам не смотрит, только потихоньку подгоняет свою лошадку: «Но-но! Но-но!» Так помаленьку и проехал через всю базарную площадь.

 

Так и нам с вами нужно не развлекаться обстоятельствами, какими-то новостями, событиями, а идти ко Христу всю свою жизнь и каждый день. И, встав с утра, обратившись ко Христу с благодарственными словами, призвать Его на помощь, Деву Марию, Его Пречистую Матерь, святых, чтобы они нам помогли пройти этот день со Христом и во Христе, чтобы мы не погрешили, чтобы мы не отвернулись от Христа, а шли ко Господу.

 

И так каждый день – со Христом и ко Христу, не обращая внимания ни на что, добросовестно исполняя свои обязанности, неся свое служение, которое мы с вами исполняем – каждый на своем месте.
Что бы мы ни делали, чем бы ни занимались – ничто не должно нас отвлекать от Господа. Будем всегда призывать Господа в своем сердце. Ему же слава во веки веков. Аминь».

 

После Литургии в епархиальной трапезной состоялось традиционное чаепитие, где за чашкой ароматного чая с румяными пирожками Владыка Павел ответил на вопросы прихожан.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *