В кафедральном соборе города Троицка открыты старинные росписи


В Свято-Троицком кафедральном соборе города Троицка по благословению митрополита Челябинского и Миасского Григория, временно управляющего Троицкой епархией, в канун нового 2021 года начались работы по реставрации настенной живописи.

Это можно назвать настоящим чудом – под слоями штукатурки и новых изображений сохранилась старинная роспись. Сейчас опытные художники-реставраторы открывают ее миллиметр за миллиметром, аккуратно снимая современную краску.

События этого ждали давно. Собор, построенный в середине XVIII века, является памятником архитектуры федерального значения и настоящей жемчужиной города. В безбожные советские годы он был закрыт и использовался под различные нужды – вплоть до прачечной, общежития и спортзала. Поруганную святыню вернули к жизни в конце 90-х годов ХХ века, а главные реставрационные работы здесь начались с 2014 года – когда собор стал главным храмом вновь учрежденной Троицкой епархии.

За последние годы Свято-Троицкий собор стараниями митрополита Григория заметно преобразился внешне, засиял золотыми куполами. Зданию вернули исторический облик – храм стал девятикупольным, каким был до революции. Полностью заменена кровля, установлен новый шпиль с крестом, отремонтирован фасад, устроен пол. И вот пришло время взяться за росписи стен.

«В настоящее время благодаря содействию депутата Государственной Думы Елены Александровны Ямпольской начинается реставрация настенной живописи, – говорит митрополит Челябинский и Миасский Григорий. – Эта настенная живопись в соборе – второй половины XVIII – XIX веков. Частично её реставрация проводилась в 2003 году, но в самых малых размерах. Сейчас она будет глобальной, и живопись будет раскрыта. К сожалению, сейчас она закрыта другой росписью, можно сказать, непрофессиональной. В настоящее время ведутся предварительные работы, а после их окончания будет подготовлен проект полной реставрации настенной живописи нашего Троицкого собора. Я очень надеюсь, что в недалеком будущем внутреннее убранство собора предстанет в том виде, в котором оно было до его закрытия. И троичане, и гости – паломники смогут молиться перед иконами, которые были написаны мастерами XVIII – XIX веков. Отмечу, что эта живопись очень высокого качества».

Работы в Троицком соборе ведет художник-реставратор, искусствовед Николай Сорокатый из Москвы со своим помощником. Опыт у него солидный – с 1995 года работал в Росреставрации, за плечами немало исторических памятников, в том числе Никольская башня Московского Кремля. Одна из последних работ по раскрытию росписей – храм в селе Державино Оренбургской области.

«Сейчас идет первоначальный этап реставрации собора, который включает в себя исследовательские работы, – объясняет Николай Сорокатый. – Задача художника-реставратора – проанализировать, что за живопись в памятнике, какова её сохранность, какова техника исполнения, какими способами можно ее отреставрировать. Каждый памятник живет своей жизнью, поэтому каждый раз подбирается уникальная методика».

Работы реставраторы начали с самой сложной части Свято-Троицкого храма – трапезной. Здесь под четырьмя слоями поздних росписей, покрасок и шпаклевок обнаружились фрагменты исторической живописи XIX века. На расчищенных местах видно руку, фрагмент белой туники и плащ. Как считают специалисты, это, скорее всего, римский воин, перед ним две женские фигуры. Но что это за сюжет, пока определить трудно.

«Мы провели обследование на всем пространстве храма, в том числе в алтаре, – говорит Николай Сорокатый. – В основном объеме храма сохранилось большое количество росписей, причем перешпаклеванных и перекрашенных очень грубой записью фрагментов. Когда смотришь на них, то думаешь, что под ними ничего нет. Но когда мы выбрали фрагмент на западной стене и начали его раскрытие, то увидели очень красивый орнамент, который принадлежит к тому же времени, как и старый орнамент в трапезной части храма. В алтаре, к сожалению, сохранились только фрагменты фоновых покрасок. Красочный слой там сильно деформирован, он как бы морщинистый, – скорее всего, от изменения температур либо при пожаре, либо при попадании пара, когда здесь была прачечная. Сейчас там видны только цвета и следы разметки росписи».

Процесс раскрытия старинных росписей очень трудоемкий. Реставраторы сейчас берут пробы фрагментов росписей в разных местах храма – для химического анализа. Он должен помочь понять точное время создания росписей, а главное – какие химические вещества можно применять для их раскрытия. На местах, где роспись шелушится или осыпается, ставятся пробные укрепления красочного слоя. После всех химических и технических анализов будет составлена методика производства реставрационных работ, которая должна быть согласована и одобрена Министерством культуры России.

По мнению специалистов, на полную реставрацию настенной живописи собора потребуется не один год. Но главное, что работа начата и есть твердая надежда, что уникальное наследие храмовой живописи XVIII – XIX веков вновь станет достоянием южноуральцев.

Пресс-служба Троицкой епархии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *